Значение
и место социальной психологии в системе знаний Новой научной парадигмы
Часть
1. Социальный аспект психологии
Во все времена человечество интересовали вопросы:
что есть человек, чем определяются причины его поступков, особенности его
внутреннего мира и законы поведения в обществе? Интригующей представлялась
задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление,
творчество – каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится
ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между
наукой, искусством и верой.
Социальное психологическое взаимодействие
индивидуумов, как неуловимый эфир, беспрепятственно во всё проникает и
оказывает своё влияние на внешний мир во всех его проявлениях. Реорганизация
происходит посредством различных программ, взаимосвязанных и воздействующих
друг на друга. Таким образом, изменения в человеке меняют окружающую его среду,
и важно помочь найти гармонию и совершенство человека в самом себе. На наш
взгляд, это одна из основных задач такого научного направления как психология.
Сегодня психология представляет собой сложную и
разветвлённую структуру направлений научных исследований, которая составлена из
множества относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и
обогащение этой структуры определено влиянием двух факторов.
Во-первых, усложняется социальная жизнь и
деятельность современного человека. Следовательно, перед психологией возникают
вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических
реалий.
Во-вторых, развитие самой науки и её методов
исследования позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Сегодня
насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на различных стадиях
своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.
Из истории известно, что слово «психология» впервые
появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих
слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука). Если переводить дословно, то психология
есть наука о душе. Хотя на современном этапе правильнее сказать, что психология
– это наука о поломках души. И возникает вопрос: может ли современная
психология помочь человеку достичь той гармонии, к которой он так стремится?
В одной из своих работ В.Е. Шарашов (доктор наук и
один из основателей НАУ ЭРА) предложил «…задуматься над собственно главными понятиями
"материя” и "дух”».
Для древних это был совершенно простой вопрос.
Материя – это то, что можно фиксировать, «пощупать» нашими органами чувств. Дух
– это нечто неосязаемое. Его можно постичь только умозрительно. И в этом
слабость идеализма. Именно здесь марксизм успешно торпедировал идеальную ветвь
философии: раз это нельзя «пощупать», значит, этого и нет.
Однако уже во времена К. Маркса существовали научные
понятия, которые пощупать было нельзя. Нельзя было пощупать, к примеру, электромагнитные
и гравитационные проявления, которые на все человеческие органы чувств,
казалось, не оказывают никакого видимого влияния. Даже один этот факт должен
был вызвать сомнения. Но не вызвал. Дальше – больше. В разряде нематериальных
оказалось, по сути, само сознание, которое научились «щупать» только в
двадцатом веке с помощью электроэнцефалографа. Но наука продолжала утверждать
отсутствие души как некоего живого начала.
Души нет, но есть психология – наука о ней самой.
Души нет, но есть психиатрия – наука о её болезнях. Однако как же можно изучать
то, чего нет, а тем более лечить не существующее явление? В науке явно запахло
мистицизмом. Но она выкрутилась с ловкостью шизофреника: есть, мол, вещи вполне
материальные, хотя и отличимые от материи, данной в ощущении, тем, что могут
быть «ощупаны» только с помощью приборов.
Современная психологическая наука изучает
психическую деятельность – так называемый мир духовный, который непосредственно
познаётся человеком как мир явлений, открываемых путём самонаблюдения и самоанализа.
В такой концепции мир «духовный», т.е. субъективный, противополагается миру
объективному. Это противопоставление основывается на том, что внешнюю реальность
затруднительно изучать посредством самонаблюдения. Тем не менее (в рамках
психологии) объективный мир познаётся человеком не иначе как через свои внутренние
переживания и ощущения (т.е. путём изучения мира субъективного). Данное
противоречие будет существовать до тех пор, пока человек будет судить о
психической деятельности только по своим личным переживаниям (субъективируя её
таким образом до абсурда).
Противоречия в восприятии человеком реальности
происходят потому, что современный научный мир не имеет необходимых объективных
знаний, а зачастую и желания, чтобы проникнуть во внутреннюю природу явлений
внешнего мира. Кафедра социальной психологии НАУ ЭРА предлагает иной взгляд на
психологию – с точки зрения Новой научной парадигмы (ННП).
В своих изысканиях мы опираемся на аксионтологию –
науку о ценности сущего, которая изучает мир, природу, все формы
жизни и человечество как единую взаимосвязанную систему. А «первым и главным
объектом, целью изучения аксионтологии являются человек, эволюция его разума,
взаимодействие с окружающей средой, а также основы жизни в целом».
Часть 2. Социальная психология с
точки зрения Новой научной парадигмы
То научное направление, которое Кафедра социальной
психологии НАУ ЭРА стремится установить под названием «Социальная психология
ННП», рассматривает психическую деятельность со строго объективной точки
зрения. Мы исследуем психику человека как совокупность процессов сознания и
подсознания, имеющих свои внешние причины или внешние воздействия (здесь под
«внешними воздействиями» понимается как внешняя для человека среда, так и
собственная структура надсознания). Объективность психологии нашего
направления, безусловно, заключается в изучении проявлений субъективного
характера процессов подсознания путём самонаблюдения (интроспекции). Разница
между официальной психологией и социальной психологией ННП состоит в
первоначальном отношении к психической деятельности, познаваемой как
объективная материальная среда.
Здесь уместно привести слова Е.В. Копиевской,
доктора наук НАУ ЭРА: «Самостоятельный анализ информации, самообучение – это
условие самосовершенствования, посильный вклад в реализацию Программы Эволюции
Разума, конкретного разума – своего, что делает общую задачу личностной. Мы
учимся использовать своё сознание в его прямом назначении, наращивая
оперативные возможности, повышая метаболистику, избавляясь от доминирующей
функции подсознания, как сказал классик: «Капля по капле выдавливая из себя
раба». Если образно выразиться, то постоянный тренинг сознания даёт возможность
обрести свободу внутри личного объёма, что является следствием налаживания
программного функционирования во взаимодействии триады ИР-Структур».
Вот
и получается, что концепция социальной психологии в рамках нашего Университета
– это формирование разумной личности, осознанно работающей в программе Эволюции
Разума (в сокращённом варианте «Я осознанная личность»).
Такая
концепция генерирует следующие цели социальной психологии ННП:
– формирование среды,
способствующей конструированию личности, осознанно работающей в программе
Эволюции Разума;
– изучение инструментов и
механизмов личностной структуры как эволюционирующей единицы коллективного
интеллекта;
– построение осознанных
взаимоотношений, формирующих социальный интеллект.
Объектом
изучения данного научного направления являются вопросы, связанные с
проявлениями человека как биологической самосовершенствующейся матрицы:
– человек как результирующая
Программа Творца;
– личность с присущей ей
генетической программой развития и определённым диапазоном изменчивости;
– индивид как основная
производительная сила общества – субъект познания, коммуникации, управления и
воспитания;
– адаптация человека к условиям
новой для него социальной среды;
– дифференциация научного изучения
человеческих психических явлений;
– углублённая специализация
отдельных направлений социальной психологии.
На вышесказанном основан принцип социальной
психологии ННП: при эффективном (программном) развитии личности происходит
постоянное совершенствование в условиях окружающей его среды в соответствии с
программной формулой.
В результате социальная психология ННП призвана
способствовать постоянному осознанию своей личностной структуры и появлению
навыков у слушателей курса Кафедры СП самостоятельно воздействовать на подсознание
(ИРС-1) через сознание (ИРС-2). Что, несомненно, повлечёт за собой ускорение в
построении качественно новых взаимоотношений, формирующих социальный интеллект.
Вывод: социальная психология – это раздел ННП,
изучающий влияние Нового Мировоззрения на личность, что содействует осознанной
адаптации человека к участию в Программе Эволюции Разума. А психологическое самосовершенствование
– обязательное условие, продиктованное реальностью нашего времени. Это, как и весь
мир, – не есть покой, это – беспрерывное движение и вполне определенная деятельность.
В заключение хотелось бы отметить, что Новая научная
парадигма заставляет нас искать первоначальные корни психологии не только в
субъективном мире психических явлений, но, самое главное, в принципиальном понимании
материальности и программности мира. Ведь всё окружающее нас пространство и
вещество являются сложным результатом движения потока энергии времени.
Следовательно, и истоки психического состояния в каждый конкретный момент
времени необходимо искать в той самой мировой энергии, которая служит основой
всего видимого и невидимого мира.
Перечень
информационных источников
1.
Шарашов В.Е. Философская сторона
Общественного движения «Орден Зодиака». 2008.
2.
Шарашов В.Е. От Альфы до Омеги. Одесса: Друк, 2011.
3.
Копиевская Е.В. Положительные факторы влияния на эволюцию разума: доклад на
конференции «Информационный аспект материи: алгоритмы разума», 19.10.2002,
Одесса.
Н.М. Дудник, Н.П.
Корбанюк,
преподаватели Кафедры
социальной психологии НАУ ЭРА
Апрель 2020 г. (специально для сайта НАУ ЭРА)