Возможно ли сделать из ребёнка гения?
Поразительно встретить
ребенка, который знает 8 языков или в 10 лет получает Нобелевскую премию. Такие гениальные
дети уже в
раннем возрасте проявляют свои способности к различным интеллектуальным сферам деятельности:
математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и т. д. В раннем возрасте,
когда их сверстники ещё учатся в школе, они могут поступить в институт или даже
защитить диссертацию. Одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы,
а со способностями к шахматам – становятся чемпионами.
Многим известно, что знаменитый
Моцарт в 3 года выступил с первым собственным концертом, а в 5 лет начал сам
сочинять небольшие пьесы. Прокофьев в 6
лет сочинял фортепианные пьесы, в 13 лет поступил в консерваторию. Малоизвестный Том Блайнд, сын чернокожего
невольника, в 5 лет играл на пианино две разные композиции двумя руками одновременно,
насвистывая при этом третью мелодию. Экрит Жасвэл в 7 лет
сделал свою первую операцию. Гамильтон знал 14 языков, а к 16-летнему возрасту
уже изучал высшую математику. Жан Пиаже в 10 лет опубликовал свою первую
научную работу по когнитивному развитию детей. Его выводы изменили точку зрения
общества на детей и детство, показав, насколько важен этот период жизни. Уильям
Джеймс Сидис оценивается биографами как самый одарённый человек на Земле. В
полтора года мог прочесть «New York Times». Между четырьмя и восемью годами он написал четыре
книги, включая одну монографию по анатомии. К восьми годам знал 8 языков и изобрёл ещё один самостоятельно
(в зрелой
жизни свободно владел 40 языками, понимал около 200). В 11 лет У. Д. Сидис поступил в Гарвард, где
уже через год читал лекции по четырёхмерным телам в математическом кружке.
Над загадкой гениальности бьётся не
одно поколение учёных. Одни считают, что всё дело в особенностях генов и
строении мозга. Другие уверены, что даровитость – это редкая болезнь. Томас
Эдисон говорил: «Гений – это на 99% труд до изнеможения и на 1% игра
воображения». Природа гениальности до сих пор
остается тайной. Родители мечтают, чтобы именно
их ребенок стал вторым Эйнштейном или Стивом Джобсом, чтобы он изобрел
лекарство от рака или способ мгновенно перемещаться в пространстве. И начинают заниматься развитием малыша
чуть ли не с пелёнок, нанимая сотни репетиторов. Однако работает ли это?
Достаточно вспомнить, что большинство гениев росли
далеко не в идеальных условиях. Безусловно, для полноценного развития ребёнку
необходимы помощь, поддержка и внимание. Но важно очень осторожно и вдумчиво
подходить к любым методикам и системам раннего развития, помня о старейшем
принципе – НЕ НАВРЕДИ.
Мы рассматриваем жизнь человека как особую программу,
цель которой – максимальная реализация и развитие явных и скрытых талантов его
созидательного начала, направленного на благо окружающего мира. И родителям необходимо
знать о ключевых событиях или вéховых периодах развития своего чада.
Согласно словарю веха –
это значимое событие в истории или развитии чего-либо. Но мы понимаем веху как стадию
перехода человека из одного качественного состояния в другое. Условно, основные
вéховые периоды жизни человека можно разбить на временные отрезки
продолжительностью в 12 лет. В каждом периоде на передний план выступает
какая-то одна деятельность, которую называют ведущей, усваиваются определённые
нормы, взаимоотношения, формируются навыки и умения (подробно эта тема
раскрывается на Основном курсе нашего Университета).
Подготовка к
каждому новому качественному скачку происходит в относительно стабильные
периоды, в течение которых развитие идёт как бы скрытым путём. В критические
периоды развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический
характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу
происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Л. С. Выготский утверждает: «…Развитие
никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы
наблюдаем конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции,
сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в
прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое».
Ребёнок
приходит в этот мир со своими уникальными генетическими программами и большими
возможностями. Процессы, которые происходят в человеке за первые 12 лет жизни,
являются самыми важными для формирования личности. Ребенок берёт из мира всё и впитывает в
себя! Это
не только период формирования телесной оболочки и наслаждение безграничной энергией внутренних
ресурсов. Это период
учёбы, тренировки и развития образного мышления. Это возраст самоутверждения и время открытия своих
талантов.
Двенадцатилетний
период условно можно разбить на три этапа: мир матери – до 3–4 лет, мир
фантазии – до 7–8 лет и мир логики – до 12 лет.
До
1 года основная потребность малыша – это потребность в маме, необходимы её
внимание, объятия, поцелуи, прикосновения, ласковые слова и т. д.
До 3–4 лет ребёнок
учится хорошо управлять своим телом, проявлять эмоции, говорить и постигать
смысл многих явлений, начинается активное исследование и познание мира. Здесь
важно дать возможность ребёнку развиваться в индивидуальном темпе. Однако
современные родители с пелёнок нагружают детей английским, скорочтением,
математикой и ещё плюс шахматы и плавание с танцами одновременно. И эти дети,
как маленькие старички, лишены энергии жизни. При высоком интеллектуальном
развитии у них отсутствуют самые простые, базовые навыки – от общения со
сверстниками и до завязывания шнурков.
Возраст
с 4 до 7–8 лет – это мир фантазии. В этот период ребёнку полезно заниматься
творчеством, так как оно положительно влияет на формирование образов. Пусть это
будет рисование, лепка, аппликация, прослушивание песен и чтение сказок, пение,
музыка, игры, но обязательно – без жёстких правил.
С
8 до 12 лет – период, который психологи называют предподростковым. Это период
внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство
индивидуальности». В это время ребёнок уже активно погружён в учебный процесс,
поэтому родители могут увидеть его таланты и помочь раскрыть свой потенциал.
Российский ученый,
врач и педагог Владимир Базарный утверждает, что современный учебный процесс –
это насыщение голов детей информацией в обход природной любознательности. А
ведь ещё И. П. Павлов доказал: если подавать информацию без
заинтересованности слушателя, то в коре головного мозга формируются центры
заглушения и отторжения такой информации. То есть ребёнок запоминает только то, что его впечатлило, что он преодолел или
сотворил своими руками.
В
настоящее время до 95% детей учатся совершенно без интереса, так как современная
система школьного обучения принуждает к чисто механическому заучиванию знаний.
Это ломает природный творческий код работы мозга. Абстрактные знания, которые
дети механически заучивали, никогда не пригодятся в жизни!
Из
интервью доктора биологических наук Татьяны Черниговской: «Мы находимся на
стыке между человеком, который писал по прописям и читал бумажные книги, и
человеком, который читает гипертексты, оценивает, интересна ли ему информация
за первые 1–3 секунды, пишет мало, имеет дело с иконками и надиктовыванием
текстов. Важно понимать, что! – это другой человек и у него другой мозг, у него
мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые
функции и работу мозга». Когда ребёнок обучается музыке, он привыкает обращать
внимание на мелкие детали, различать звуки между собой и их длительность. И
именно в это время происходит тонкая огранка его нейронной сети. Если мозг не
будет развиваться и всегда познавать новое – он погибнет.
Но
если вернуться к вехам, то в каждом этапе не всё проходит гладко… Бывают взлёты
и падения, успехи и неудачи…
К
неудачам надо научиться относиться просто и естественно, как детям, так и
родителям. Лучшие результаты в учёбе показывают те, кого поощряли
за процесс – прочтение книги, а не за результат в виде хорошей
оценки. Самое главное – это прилагаемые усилия!
Такой
подход учит человека награждать себя за достижение промежуточных целей
и получать удовольствие от процесса. Как сказал
изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон: «Я не терпел
поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Повторяйте
эту фразу ребёнку! Важно, чтобы он понял: неудача – повод посмеяться
и двигаться дальше. Умение совладать с непростыми эмоциями
и не опустить руки обязательно пригодится и во взрослой
жизни.
Важная задача родителей – подготовить своё чадо к самостоятельности: учить ставить перед собой определённые задачи, учить преодолевать
препятствия и мотивировать на успехи. Подрастающее поколение не должно расти
потребителем! Важно,
чтобы у ребёнка была мечта, которая исполнится не сама собой, а только
если он приложит определённые усилия.
Отрывок
из письма писателя, изобретателя и автора ТРТЛ (теории развития творческой
личности) Г. С. Альтшуллера: «В шестом классе я прочитал «20 тысяч лье под
водой» и решил, что жизнь будет прожита напрасно, если я не доберусь до дна
океана. Поэтому я начал строить легководолазные аппараты на перекиси водорода.
Они взрывались, горели, отказывали. Я занимался этим упорно. В те годы у меня
был изрядный шанс достичь морского дна – и там остаться». Первое авторское
свидетельство Альтшуллер получил на изобретение, сделанное в 10-м классе.
Позднее он сформулировал себе цель: не
только самому научиться изобретать, но и научить этому других.
По программе за первые 12 лет жизни ребёнок
должен учиться правильно
воспринимать и передавать образы, развиваться, знакомиться с окружающим миром,
приобретать знания и накапливать опыт. В этом
помогут наличие плана жизни, ведение ежедневника, постановка цели, решение
задач.
Природа гениальности до сих пор остается тайной, и
никто ещё не придумал рецепта, как вырастить гения. Советский генетик Владимир Эфроимсон
писал: «Изучение биографий и патографий гениев всех времён и народов приводит к
неумолимому выводу: гением надо родиться».
Т. Черниговская говорит: «…есть два игрока: гены и опыт, который даст или не
даст врождённым способностям реализоваться. Можно родиться Моцартом, но никогда
им не стать».
Тем не менее мы
утверждаем: ребёнку можно помочь развить
дар и гениальность! Главное
– научить с детства мечтать по-крупному и совершать реальные действия!
Перечень
информационных источников:
1. Лиас. Рыцари с
поднятым забралом. 1-е изд. Одесса: Автограф, 2004. – 587 с.
2. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика,
1984. – 268 с.
3. Альтшуллер Г. С.,
Верткин И. М. Как стать гением. Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.
4. Вейнер Эрик. География гениальности.
Где и почему рождаются великие идеи [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologies.ru/standpoint/7-udivitelnyih-faktov-kotoryie-pomogut-vospitat-geniya/, свободный.
И. Г. Лепеха,
Н. В. Денисенко,
преподаватели Кафедры
эволюции разума
Август 2020 г.
(специально для
сайта НАУ ЭРА)