Воскресенье, 22.10.2017, 20:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Статьи и семинарыРегистрацияВход
Меню сайта
Форма входа

Категории
Сообщить друзьям
Кто на сайте
Главная » Статьи » Статьи

Развитие мировоззрения цивилизации. Методы познания.
Информационный фонд НАУ ЭРА


Развитие  мировоззрения цивилизации
Мировоззрение нашей цивилизации сформировалось на основе свойства человека  познавать окружающий мир, благодаря которому был со временем создан метод  мысленного построения обобщённых моделей  Вселенной, нашего мира и их элементов. Рассуждения на эти темы, созданные модели и их описание назвали философией (любовью к мудрости).
Постепенно из этих рассуждений выделились отдельные направления познания элементов окружающего нас мира, где результаты проверялись практикой и опытами.
Но в отличие от философии, эти направления назвали наукой.
Постепенно, по мере развития цивилизации, накопления информации и опыта, количество наук росло, потому что, как только появлялась возможность философские рассуждения  проверить опытным путём, они переставали быть философией и становились наукой.
   На схеме это можно изобразить в виде диадной структуры. Сначала формировалась философия, а затем из философии выделились науки.
                                            О                                     О
                                           Философия                                   Науки
 
Человечество в изучении Вселенной и окружающего нас мира опирается на философский и научный методы познания. Именно такой путь развития,  по мнению господствующего мировоззрения, прошла наша цивилизация.
Кроме философии и науки на мировоззрение цивилизации большое влияние оказывают религии и эзотерика. Но, ни религиозные течения, ни эзотерические направления, не имеют чётких определений, методов познания, а тем более практического подтверждения возможностей изучения окружающего мира. Эти системы взглядов ограничены жёсткими догмами и не допускают вопросов, выходящих за пределы догматического мировоззрения. Религия утверждает, что Вселенная и наш мир созданы Богом, которого нельзя познать, так как «пути Господни неисповедимы». На все вопросы представители религиозного мировоззрения могут дать только один ответтакова его воля. Примерно, то же самое можно сказать об эзотерических течениях и практиках, направленных только на «совершенствование» человека.
Вывод: религию и эзотерику бесполезно использовать в качестве инструмента познания мира и Вселенной. Поэтому рассмотрим только возможности философии и науки.

                               Философия и философский метод познания
Философия является источником всех направлений познания. В развитии цивилизации был период, когда сторонники философии пытались представить философский метод познания окружающего мира самым главным, обобщающим, стоящим выше всех наук. Философы утверждали и утверждают, что философию не следует смешивать с наукой, так как, несмотря на некоторое сходство, это разные сферы обобщения человеческого опыта.
Философия работает с такими фрагментами и аспектами действительности, которые превосходят по уровню системных отношений объекты, осваиваемые научными дисциплинами. При философском осмыслении подобных структур возникают предельно обобщенные теоретические схемы и модели, выполняющие эвристическую функцию (эвристика – искусство изобретения), что может быть использовано при научном поиске на стадии выдвижения научных предположений и гипотез. Исходя из вышесказанного и не вдаваясь в частности, можно сформулировать следующее определение философского метода познания.
 
Философский метод познания – это мысленное построение на основе имеющихся знаний и представлений предельно обобщённой модели, которая превосходит по уровню системных отношений объекты, осваиваемые научными дисциплинами.
 
Если максимально обобщить и упростить понимание философии, то можно предложить следующее определение.
 
Философия – это создание обобщённых или частных моделей в процессе познания устройства Вселенной, нашего мира, их элементов, а также событий, явлений и процессов, происходящих в них.
 
       По мнению автора данного текста, необходимо напомнить, что античная греческая натурфилософия (рассуждения об устройстве природы) проникнута представлением о всеобщей одушевленности космоса. Платон и неоплатонизм развивают учение о Мировой Душе, как одном из универсальных  принципов бытия. В понятии Аристотеля душа - активное целесообразное начало («форма», энтелехия) живого тела, неотделимая от него. Говоря другими словами, античные философы понимали, что космос и  наш мир на планете Земля являются живыми и разумными сущностями полевой (душа) и вещественно – полевой форм жизни. Фактически, некоторые представители античной философской школы придерживались элементов аксионтологического мировоззрения.

                                     Наука и научный метод познания
 
Наука – это целенаправленная деятельность человечества, направленная на получение новых знаний о Вселенной, об окружающем мире и человеке; объединение накопленных знаний в систему, использование в своих интересах и передача их другим людям.
 
Науки делятся на общественные (науки о человеческом обществе), естественные (науки об окружающем мире) и математические.
Отдельные науки – это условно разделённые знания нашей цивилизации о целостном взаимозависимом мире, где человек является одним из его элементов. Каждая наука не имеет чётких границ и тесно переплетается с другими науками, а также имеет свои методы получения новых знаний и постулаты (утверждения, признаваемые без доказательств), совокупность которых современные философы науки и учёные обобщённо называют парадигмой.
 
Если попытаться сформулировать общую парадигму для всех естественных наук, то мы выйдем на постулаты, введённые основателем современной науки Исааком Ньютоном в середине 17 века, которые получили признание у его современников и большинства учёных нашего времени.
 
                                Парадигма (постулаты) современного официального
                              естественнонаучного мировоззрения
 
1. Принцип первичности вещества. Принимаемое как очевидность, что вещество является  исходной  основой мироздания и эквивалентом материи.
2. Наличие у физических тел «врожденных» свойств.
3. Принцип сохранности вещества.
4. Представление о пространстве как о пустоте – «идеальном математическом пространстве».
 
Современные  исследования  пространства говорят, что это совсем не пустота, а материальная среда с очень сложными свойствами, которые проявляются в ходе взаимодействия с ней.
 
Наука нашей цивилизации сформулировала несколько обязательных правил проведения научных исследований, оценки полученных  результатов и проверки научных утверждений, совокупность которых назвали научным методом  познания.  Этот инструмент, с точки зрения современного мировоззрения, позволяет проверить является ли достоверным научным фактом та или иная научная или околонаучная находка, утверждение, закономерность природы.  Всё, что не соответствует этим правилам, считается антинаучным, ложным и не рассматривается наукой.
 
Научный метод
1. Большой цикл исследований:
 – наблюдения и эксперименты, их описание;
– обнаружение закономерностей;
– создание теорий и предсказание на их основе новых фактов;
– возвращение к эксперименту для проверки верности предсказания.
2.  Любое научное утверждение должно быть доказано. Доказательства должны быть подтверждены независимыми экспертами в лабораториях разных стран и в разное время.
3.  Любое научное утверждение может быть опровергнуто. Это правило обычно называют «фальсификационный критерий».  Смысл этого правила состоит в том, что для любого утверждение, претендующее на звание научного, можно придумать такие эксперименты, которые дадут возможность его проверить.  Если такой эксперимент невозможно придумать – значит, данное утверждение не может называться научным. Например, существование бога в религиозном понимании нельзя ни доказать  ни опровергнуть. Поэтому идея непостижимого и всемогущего бога находится за пределами науки и научный метод в классическом понимании идею бога не использует. С точки зрения учёного обсуждать идею, которую в принципе нельзя проверить на практике, является бессмысленным.
4.  Не нужно прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые. Это ограничение в 14  веке сформулировал английский философ и монах Уильям Оккам, предложивший «сбривать» лишнюю сложность в аргументации. Этот принцип получил название «бритва Оккамы» и был им  сформулирован следующим образом: «Не нужно множить сущности без необходимости». В настоящее время это утверждение понимается следующим образом: «То, что нельзя проверить опытным путём, отбрасывается». Такое понимания принципа в фундаментальных исследованиях является одной из причин, приведших науку в тупик.
           
Соблюдает ли современная наука эти формально провозглашённые правила?    Для желающих разобраться в данном вопросе через интернет необходимо в «поисковике» набрать слова «ложь в науке» и вы узнаете много интересного.
За 350 лет со времени выхода научных работ Исаака Ньютона, положивших начало науки в современном понимании, накоплено много экспериментальных данных и наблюдений, которые учёные повторить или проверить опытным путём не могут. Некоторые явления во Вселенной и в нашем мире могут происходить один раз в несколько тысяч или даже миллионов лет. Не всегда возможно создать приборы, регистрирующие те или иные свойства вещества и всей материи на таком временном отрезке. Для официальной ортодоксальной науки, имеющей историю развития около 350 лет и отбрасывающей то, что невозможно подтвердить опытным путём, многие свойства материи попросту не существуют. 
Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение.
 
Научный метод познания – это комплекс способов, методов, правил  изучения, описания элементов мира и проверки научных утверждений,  сложившийся на основании постулатов парадигмы, признаваемой большинством членов научного сообщества.
 
Развитие науки в нашем мире идёт по пути накопления результатов наблюдений и экспериментальных данных,  на основании которых делаются выводы, формулируются  правила и делается допущение, что данные закономерности справедливы для всего мироздания. Говоря языком философии, познание в целом и наука в изучении мира идёт от частного к общему.

                           



Источник: http://uer.org.ua/publ
Категория: Статьи | Добавил: Vasilek (08.02.2012) | Автор: НАУ ЭРА W
Просмотров: 3725 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1  
-Здравствуйте!
-На мой взгляд, надо попросту материализовать. т.е. m=E/c²
-Или это не так просто?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
UER © 2017